Слухопротезирование для малышей
Нарушение слуха, в большинстве случаев – проблема возрастная. Однако, и у детей, в том числе, и у грудничков, встречается данная проблема. Патологии слуха могут вызвать отставание в развитии, нарушение социальной адаптации. Поэтому своевременное выявление проблем со слухом очень важно для детей.
Успешная диагностика слуховых патологий, а вместе с тем и правильный подбор и настройка слухового аппарата, помогают ребенку развиваться без отклонений, сопутствующих расстройствам слуха.
Для детей раннего возраста диагностика слуха имеет специфический характер. Ребенок, не может напрямую сказать о тех неудобствах, которые испытывает, поэтому используются методы обследования разного плана. Разноплановый подход позволяет дать правильную оценку патологий. Слухопротезирование начинается с ранней диагностики нарушений слуха. Она проводится в первый год жизни малыша. На первом этапе сурдопедагог проводит с ребенком скрининг – выявляет отклонения, связанные с нарушением слуха.
Сурдопедагогический скрининг включает необходимость установления ситуативного эмоционального контакта с младенцем. Поиск видимых реакций на звук ведется с учетом неврологического статуса ребенка, темповой задержки в созревании структур мозга, чаще всего на фоне недоношенности. Важным для сурдопедагога в оценке прогноза на дальнейшее формирование слуха малыша является инициативность его родных.
Уточнение сурдопедагогического диагноза в раннем возрасте ребенка, как правило, растягивается на два-три месяца.
Пока ставится диагноз, родителям предлагаются методические рекомендации по стимуляции слуховой функции. Педагогом регистрируются изменения в формировании безусловно-ориентировочных реакций на речевые и неречевые звучания и изменении в развитии голоса и речи.
Диагностика нарушений слуха у детей старше, чем полтора года, проводят с учётом вторичной сенсорной депривации ребенка, степень которой влияет и на показатели объективных методов обследования.
Очень важно понимать, что слухопротезирование детей раннего и дошкольного возраста – пролонгированный процесс, требующий четкой совместной работы сурдолога, аудиолога, сурдопедагога, слухопротезиста. В этот процесс сурдопедагог включает и родителей ребенка, он обучает их методикам формирования слухомоторных реакций малыша, что также способствует возникновению у них адекватных ожиданий результатов слухопротезирования. Чаще всего для коррекции слуха применяются слуховые аппараты воздушного проведения, причем для детей в большинстве случаев следует выбирать заушный тип аппаратов.
При двусторонней тугоухости протезировать нужно оба уха.
Необходимо обязательно изготовить индивидуальные ушные вкладыши для обеспечения надежной фиксации на ухе, комфорта использования и предотвращения обратной связи (свиста).
Замену вкладышей рекомендуется производить по мере роста ребенка. Кратность замены определяет врач-сурдолог. Обычно она проводится каждые 3-4 месяца у детей до 3 лет, далее каждые полгода у детей 4-6 лет, а у детей старше – 1 раз в год.
Выбор конкретной модели аппарата производит врач совместно с родителями.
Обязательные требования к аппаратам для детей:
-
аппараты должны быть цифровыми и программируемыми (настраиваться по аудиограмме)
-
аппараты должны поддерживать особые детские формулы настройки
-
обязательное соответствие требованиям безопасности (ограничение максимального выхода, блокировка батарейного отсека, индекс водозащищенности, детский рожок и т.д.)
-
аппарат должен иметь не менее 6-8 каналов
-
наличие постоянного и качественного сервиса по месту проживания
-
возможность подключения беспроводных устройств, в т.ч. FM-систем
-
запас мощности, достаточный для настройки аппарата в случае ухудшения слуха.
Правильный выбор модели аппарата для ребенка позволит гарантировать качественную и эффективную реабилитацию. Специалист порекомендует индивидуальный режим привыкания к аппаратам.
Обычно, привыкание продолжается около месяца, после чего ребенок должен использовать аппараты в течение всего дня. Еще до слухопротезирования следует начинать занятия с сурдопедагогом, и продолжить их в процессе и после подбора аппаратов. Многим детям также требуется помощь логопеда и дефектолога.