Поведение со слабослышащим ребенком
09.08.2023
Поведение со слабослышащим ребёнком
Прежде чем говорить о правилах поведения со слабослышащими детьми, давайте разберёмся, как и в каком возрасте нарушения слуха влияют на речь.
В 1,5-2 года дети могут за 2-3 месяца потерять зачатки речи и стать немыми.
В период 2-4-5 лет речь сохраняется от нескольких месяцев до года, но затем распадается,и к садику остается несколько едва понятных слов.
В возрасте 5-6 лет в очень редких случаях ребёнок теряет речь полностью.
В 7-11 лет речь уже не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, ускоряется темп речи, сокращается словарный запас (не хватает слов, чтобы выразить абстрактные понятия, чаще употребляются простые предложения).
В 12-17 лет речь сохраняется полностью, но исчезает ее благозвучность и внятность.
Самое главное в дефицитном развитии ребёнка с нарушенным слухом - помочь маленькому человеку с дефектом здоровья обучаться и полноценно жить. Для этого организуют специальный педагогический процесс, используют систему дифференцированного обучения.
Многовековой опыт подтверждает, что для детей с нарушенным слухом нужны специальные условия воспитания и обучения. Если все будет организовано грамотно, у ребёнка сформируются такие качества личности, которые дадут ему состояние уверенности и определенности, как поступать в любых жизненных ситуациях.
Многие переживают, что когда слабослышащий малыш начинает понимать свое отличие от других может формироваться негативное отношение к себе. Например, есть мнение, что у слабослышащих детей возникает чувство ущербности, обостренное “чувство малоценности”. Однако специалисты утверждают, слабослышащие дети достаточно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их развитию. Насколько серьёзными окажутся последствия этого дефекта на развитие личности, зависит в большей степени от среды воспитания, отношения к слабослышащему ребенку со стороны близких, их социальных установок, личностные реакции на ребенка.
Как лучше реагировать и общаться со слабослышащим ребёнком:
1. Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на языке жестов. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и чётче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты, поэтому нужно снизить высоту голоса. Кому-то комфортно общаться с помощью записок. Если вы не знаете, какой способ выбрать, постарайтесь выяснить это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой вариант: написать, напечатать. Только не говорите: «Ладно, это неважно…».
2. Чтобы глухой или слабослышащий ребёнок вас лучше понял, при разговоре смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.
3. Слабослышащему ребёнку будет трудно вас понять, если вы будете переключаться с одной темы на другую. Если хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы, например: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить другое…»
4. Говорите простыми, короткими фразами и избегайте лишних, неважных слов. Выбирайте обиходные слова (то есть те, что чаще всего употребляют в речи). По возможности избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит, не понятен глухим и слабослышащим людям.
5. При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они усложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придёте-то вы когда теперь?».
6. Помните, что глухим и людям с тяжелой тугоухостью практически невозможно понять уловить интонационные нюансы и оттенки, которые влияют на смысл речи. Поэтому не удивляйтесь, если фразу с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией воспримут как нейтральную. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Иногда смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.
7. Если вам необходимо донести информацию, которая включает номер, технический или другой сложный термин, адрес, то лучше напишите её, передайте по факсу, электронной почте или любым другим способом. Иначе, есть большая вероятность, что человек не поймёт вас или поймет неправильно.
8. Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, а сказать по-другому, перефразировать предложение.
9. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спрашивать об этом ребёнка.
10. Если вы общаетесь через переводчика, то не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. В межличностных контактах глухие без слухового аппарата активно используют зрение. Что же они видят? Изменения в выражении лица говорящего, его эмоции, артикуляцию и естественные жесты, которые часто сопровождают речь. Однако большинство глухих даже это не помогает понять речь ребёнка. Они не могут самостоятельно общаться, и зависят от каких-либо помощников или посредников, например, сурдопереводчиков.
11. Грамотное слухопротезирование – важное, но не единственное условие нормального слухоречевого развития глухих детей. Реабилитация (лечебные, педагогические, психологические или социальные мероприятия по отношению к инвалидам) должна начинаться сразу после постановки диагноза и почти одновременно со слухопротезированием. Этого правила придерживается большинство сурдопедагогов, но есть специалисты, которые по-прежнему не осознают всю важность слухоречевой реабилитации.
Контакты
Выберите город и ближайший салон.
Красноярск
Енисейск
Лесосибирск
Воронеж
Комсомольск-на-Амуре